Меню сайта | Наработки учителей |
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шабурновская средняя общеобразовательная школа» Учитель начальных классов Литвиненко Наталия Валерьевна В нашей школе обучается 124 ученика. Из них 46 в начальных классах. Родители наших детей это:
животноводы – 42%, рабочие – 50% и 8% - интеллигенция. В классном коллективе, с которым я занимаюсь 17 ребят. Из них 11 мальчиков и 6 девочек. Занятия по программе я провожу в классе или в актовом зале.
Познакомившись с УМК «Все цвета, кроме черного», изучив его цели и задачи, я решила обратиться к родителям своих учеников.
Сначала я пригласила их на родительское собрание и познакомила со статистикой по России о здоровье детей, о беспризорности, об употреблении наркотических веществ подростками.
И мы вместе пришли к выводу, что нашим детям не хватает нужной, правильной информации о здоровом образе жизни, о вреде плохих привычек и поступков, что этой проблеме нужно уделять больше внимания.
В силу того, что родители заняты работой, должного внимания детям они не могут уделять. Сказывается и то, что родители не всегда могут проконтролировать, что дети смотрят по телевизору, а иногда даже не знают, кому или чему они подражают, кто у ребёнка кумир, или чем их дети занимаются в компании с друзьями. Часто ребята вживаются в роли негативных героев из фильмов, компьютерных игр. У них нарушается понимание что хорошо, что плохо. Зачастую дети сами не в силах разобраться в своих чувствах, своих поступках. Дети не умеют отказывать негативному влиянию на них сверстниками или старшими товарищами. И когда ребёнок попал в беду, ему трудно помочь, хотя возможно. А лучше, если ребёнок будет иметь хотя бы представление о том, как вести себя в подобных ситуациях.
Таким образом, мы подошли к разговору о профилактической программе «Все цвета, кроме черного».
Я объяснила, что с этим комплектом дети будут работать в школе, но родители могут участвовать в выполнении домашних заданий или заниматься с ребёнком самостоятельно, без помощи учителя.
Родители узнали, что целью комплекта является – помощь ребёнку в овладении основами эффективной социальной адаптации т. е. гармоничного существования в обществе, и в то же время научить его сопротивляться вредным влияниям среды (сверстников и взрослых).
Важнейшая задача родителей и педагога – обучить детей простейшим способам общения, развить умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, которые могут быть опасны для здоровья, и противостоять негативному влиянию со стороны окружающих.
Следующим шагом было приобретение тетрадей для детей и брошюр для родителей.
Таким образом, обучаясь в 3 классе, уже в октябре мы смогли приступить к занятиям по тетради для 2 класса.
За первый год работы по УМК мы рассмотрели и выполнили задания по занятиям для 2 и половину материала для 3 класса.
Обучаясь в 4 классе, мы проработали вторую половину заданий по 3 классу и 4 класс полностью.
В первый год работы я проводила эти занятия через классные часы. Затем руководство нашей школы убедилось в актуальности и пользе данной программы и теперь мы внедряем её через час факультатива.
Отмечу, что сейчас у нас работает 3 учителя по курсу «Все цвета, кроме черного». Это 2 и 3 классы. А так как, к сожалению, учителя среднего звена не изъявили желания продолжить начатую в начальной школе работу, я решила сама её продолжить со своим теперь 5 классом, пока у меня 1 класс. Но хочется сразу сказать, что хотя и нет программы для 1 класса, я всё-таки где-то фрагментарно использую некоторые темы, задания, упражнения со своими малышами, для того, чтобы помочь им адаптироваться к школьной жизни и самой получше их узнать, суметь вовремя помочь и наставить на верный путь.
На занятиях по программе дети учатся понимать себя, понимать других, учатся общаться.
В ходе реализации программы формируются представления детей об особенностях развития их организма, о значении правил здорового образа жизни для роста и развития; формируются навыки оценки своего режима дня; дети стараются понять своё настроение и учатся регулировать его;
также они пытаются оценивать свои поступки, их возможные последствия для здоровья; происходит расширение представлений детей о привычках полезных и вредных, их роли в жизни человека;
На занятиях мы учимся преодолевать трудности. Пытаемся вместе с детьми выявить причины проблем связанных с общением и осваиваем приёмы эффективного общения; расширяем свои представления о роли доброжелательных отношений между людьми;
Я стараюсь формировать у детей навыки общения, способность оценивать своё поведение, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки; учу ребят анализировать свои симпатии, привязанности, бережно относится к чувствам других людей; мы помогаем друг другу осваивать навыки разрешения конфликта, происходит формирование готовности искать пути примирения при ссоре; также при помощи заданий из тетрадей расширяю представления детей о характере, о разнообразии черт характера; формирую представления о роли самовоспитания и пытаюсь научить их как сказать «нет» и отстоять своё мнение, как сопротивляться негативному давлению со стороны сверстников.
Я убеждена в том, что внедрение комплекта «Все цвета, кроме черного» даёт детям представление о ценности здоровья, формирует навыки здорового образа жизни, умение оценивать своё состояние, поступки, поведение, анализировать поступки и поведение других людей.
На занятиях курса мы учимся на примерах героев из сказок, литературных произведений, на примерах своих знакомых или родственников. Мы анализируем их поведение, поступки и «примеряем» их на себя. Как бы мы поступили в той или иной ситуации. Анализируем свои поступки и пытаемся разобраться в чём мы не правы и как было бы лучше для нас и окружающих.
Хочется отметить, что навык анализа во многом помогает детям на занятиях по учебным предметам. К примеру, литературному чтению, окружающему миру.
Задания-упражнения на расслабление, представленные в тетрадях, помогают детям успокоится, снять напряжение, когда это необходимо.
Игры-тренинги оказывают целенаправленное действие на детей. Через игру у ребёнка формируются важные установки. Так, в процессе игры дети постепенно осваивают заложенные поведенческие схемы, которые затем превращаются в полезные привычки.
Работа с комплектом позволяет детям получать необходимые знания и навыки, которые помогают предупреждать формирование у них вредных привычек.
Хочется особенно отметить, что эта программа способна изменять и уже изменяет установки детей в отношении своего здоровья, обеспечивая повышение уровня знаний о здоровом образе жизни, формируя приоритеты здоровья. Кроме этого реализация данной программы позволила мне привлечь к участию в воспитательном процессе родителей и объединить усилия школы и семьи в формировании ценности здорового образа жизни.
В процессе работы по УМК вместе с детьми учимся и мы, педагоги. На РМО мы сами учимся как помогать детям адаптироваться к окружающему миру. На занятиях, мастер-классах мы получаем положительные эмоции, хорошее настроение с которыми идём к нашим детям. Они чувствуют это и всегда с удовольствие приходят на занятия по программе «Все цвета, кроме черного».
Хочется верить в то, что наравне с учителями начальной школы, учителя старших классов поймут всю важность и нужность данной программы. И у нас будут продолжатели, а наши дети смогут и дальше закреплять и развивать полученные навыки общения, приобретать новые знания в этой области воспитания и от этого им будет легче адаптироваться и жить в окружающем нас мире.
|
Powered by © 2008, Dimanuch Copyright © 2008 "МОУ Шабурновская СОШ" mou-shaburnovo.narod.ru |